Путешествие по Бирме с фотоаппаратом 40 лет назад

Предлагаем вашему вниманию интереснейший очерк члена ОДСРСМ Дмитрия Семенова о поездке в Мьянму в 70-х годах прошлого века. Автор, трудившийся в то время в советском посольстве в Бирме, очень точно передал обстановку и образ жизни в стране того периода, а также поделился с читателями личными впечатлениями, снабдив материал большим количеством фотографий.

Тогда, 40 лет назад, еще никто и не догадывался, что собранный и отснятый материал станет прообразом модного сегодня увлечения многих путешественников — фотоблогинга.


Недавно я закончил оцифровку  цветных слайдов, отснятых мною в 70—80-е годы. Слайды, в общем количестве около двух тысяч,  как оказалось, за это время нисколько не потеряли в качестве. Тогда приходилось использовать в основном ГДР-скую пленку «ОРВОколор» и «ОРВОхром», и хорошей сохранности слайдов, наверное, способствовало то, что я старался для надежности сам проявлять их в самых разных условиях, в том числе, в тропиках. Снимал же я в основном на советскую зеркалку «Зенит», позже — на «Саnon» и широкоформатную «Yashika». Главная ценность этих фотокадров в том, что они уже принадлежат истории. Сейчас и фототехника стала намного совершеннее, и весь фотопроцесс несравненно упростился, что позволяет получать снимки более высокого качества в самых сложных условиях, но заглянуть даже через современную навороченную аппаратуру в  прошлое, увы, без «машины времени», невозможно. В 70-е годы мне довелось поработать в нашем посольстве в Бирме, теперешней Мьянме. В этой диковинной стране я наснимал свыше 20 пленок слайдов.

Семенов Дмитрий Дмитриевич, независимый журналист, член ОДСМ


И вот с экрана компьютера вновь слепят яркие тропические краски, дохнуло жарой, душными ароматами незнакомых цветов и особым, c легким привкусом плесени,  запахом  помещений, который после нескольких месяцев проживания в стране уже стал ощущаться как запах дома.     Пахли и удивляли яркими цветами незнакомые растения,  кусты,  и высокие деревья  с ярко красными и ярко желтыми соцветиями. Последние цвели 3-4 дня в году и вызывали не только восхищение, но и сильнейшую аллергию, за что в соседнем Таиланде получили название «смерть фарангам», т. е. иностранцам.

Климат Бирмы считается  тяжелым, жарко-влажным.  Местное радио часто сообщает в сводке погоды температуру в 100 градусов,  это, слава Богу, по Фаренгейту, а по-нашему, по Цельсию всего 37, с кондиционерами жить можно. Трудно бывало, когда где-нибудь в горах боевики рванут линию электропередач, что случалось нередко. Ведь всякие небольшие войны то с отрядами компартии «красного» или «белого флагов», то с сепаратистами национального или религиозного толка, то с бандами местных нарко князьков, велись центральным правительством непрерывно с конца второй мировой войны и обретения Бирмой независимости.

Вот тогда жизнь останавливалась. Ладно, если было бы просто очень жарко —  без кондиционеров, обливаешься потом и  дома, и на работе — но сразу вырубались холодильники, переставал работать водопровод, и не на  чем было готовить еду. Тогда выручали китайские ресторанчики, которых было множество и в которых готовили на открытом огне.

Фото 1. Пагода Шведагон. Фото Д. Семенова

В Рангуне, сегодня официально называемым Янгоном, для любителя фотографии было много заслуживающего внимания:: и симпатичные, доброжелательные люди, и буддийские монахи, и многочисленные пагоды, начиная с  главной,  Шведагона, величественно возвышающейся над городом (см. фото № 1).

Но еще более интересные для фотографа сюжеты можно было встретить в поездках по стране, где Восток был представлен в своем почти первозданном, натуральном виде.

Стремление к поездкам по Бирме поддерживалось, в рамках имевшихся финансовых возможностей, руководством посольства, которое, естественно, хотело бы  в более полной мере владеть информацией об обстановке  в стране.

США, Индия, Таиланд и некоторые другие страны имели консульства за пределами Рангуна, прежде всего в Мандалае,  бывшей столице королевской Бирмы, расположенной в центральной части страны. Кроме того, в некоторых городах Бирмы, иногда весьма отдаленных от Рангуна, работали западные специалисты: инженеры, преподаватели, медработники.

И наши специалисты, медики, работали в госпитале г. Таунджи, построенном и оборудованном с советской помощью в начале 60-х годов, после визита в Бирму Хрущева и Булганина.  Но в 1973 г. двух наших медиков похитили местные повстанцы-сепаратисты, которые долго водили их с собой по джунглям и освободили крайне истощенными и больными. Один из специалистов вскоре умер.

После этого случая  советские специалисты в  Таунджи не работали. Бирманские власти предлагали продолжить сотрудничество и выражали готовность принять новую группу наших медиков, обеспечив их безопасность. Чтобы определиться в этом вопросе, нужно было посетить этот район и своими глазами оценить обстановку.

Продолжение: Поездка в Таунджи